Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели
— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
— выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
— получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
— обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
— дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Профессиональная ориентация — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект — это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).
С этой целью ежегодно составляется школьный план работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школе является заместитель директора по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школ с предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.
Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.
Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе
Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:
— выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
— поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
— планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
— осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсуль-тирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
— проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
— создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
— организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
— организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
— осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
— организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
— курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Твоя профессиональная карьера”) и профильного обучения (“Технология профессионального успеха”).
Выполняющие рекомендации координатора:
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
— составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
— организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
— ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
— помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
— организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
— организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
— оказывает помощь психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
— проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
— организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
— способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;
— обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся обще-трудовые, профессионально важные навыки;
— способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
— проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
— адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь:
— регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
— изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
— обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
— регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
Социальный педагог:
— способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
— оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
— осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
— оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Медицинский работник:
— используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
— проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
— оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
— оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
Направления и формы работы.
Организационно-методическая деятельность.
Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с учащимися.
Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры.
Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
Анкетирование.
Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия).
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями:
— проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
— лектории для родителей;
— индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
— анкетирование родителей учащихся;
— привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
— привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
— помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
— помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
— избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
— создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Как оценивать эффективность профориентации школьников
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится: достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
— индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
— направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
— Формирование у младших учащихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
— Развитие у ученика личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
— Представления о собственных интересах и возможностях;
— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
— Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
— Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
— Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо задуматься над формулой, которую условно назвали
«ХОЧУ» — «МОГУ» — «НАДО»
Первое неизвестное формулы – «ХОЧУ».
Выбирая профессию, определите, что вам интересно, и чем вы хотели бы заниматься каждый день на своем предполагаемом рабочем месте. Ответив на этот вопрос, вы узнаете первое неизвестное в предлагаемой формуле.
Второе неизвестное формулы – «МОГУ».
Если вы обладаете профессионально важными качествами, которые предъявляет профессия к человеку, то сможете достигнуть высокого уровня профессионального мастерства.
Третье неизвестное – «НАДО». Это востребованность профессии на рынке труда. Помните, что жизнь не стоит на месте, и рынок труда меняется очень быстро, а вместе с изменениями в экономической ситуации происходят изменения в профессиях и потребностях в них.
Советы профконсультанта по выбору профессии
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность.
При решении проблемы «КЕМ БЫТЬ» мы рекомендуем вам воспользоваться некоторыми правилами.
Правило первое
Познайте себя, свое собственное «Я»:
— здоровье;
— интересы и склонности;
— способности, знания и умения.
Правило второе
Узнайте все о профессиях:
— предмет, цель и условия труда;
— пути получения профессии;
— медицинские противопоказания;
— требования профессии к личности (профессионально важные качества);
— актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.
Правило третье
Соотнесите себя с требованиями выбранной профессии современный рынок труда
Согласно исследованиям социологов, в течение всей своей трудовой жизни человек в среднем пять-шесть раз меняет рабочее место, три-четыре раза обновляет свою профессиональную деятельность.
Вот и сегодня не следует рассчитывать на то, что выбранная специальность будет служить вам всю жизнь. Поэтому еще со студенческой скамьи человек должен понимать, что необходимо одновременно с обучением основной специальности получить дополнительное образование или приобрести дополнительные навыки, которые повысят конкурентоспособность и расширят возможности трудоустройства, например, овладение иностранным языком, совершенствование компьютерной грамотности, получение водительских прав и т.д.
КАКИЕ ОШИБКИ СОВЕРШАЮТ ЛЮДИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ?
Часто человек, впервые выбирающий профессию, ориентируется только на один критерий, либо в качестве ведущего использует далеко не самый важный мотив.
При выборе профессии многие:
— увлекаются только внешней стороной профессии, не учитывая ее «минусов»;
— выбирают профессию из соображений престижности (популярности) в обществе;
— мечтают только о высокой заработной плате;
— ориентируются лишь на хорошие условия труда;
— избегают трудностей обучения;
— следуют указаниям ближайшего окружения без учета собственных желаний;
— отождествляют учебный предмет с профессией;
— переносят свое отношение к человеку – представителю той или иной профессии — на саму профессию;
— идут учиться за компанию с друзьями;
— не умеют разобраться в своих склонностях, способностях, знаниях и т.д.;
— не знают или недооценивают медицинские противопоказания, существенные при выборе профессии.